Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

Железный голос трагедии: убийство Кирова

Перечитываю много раз читанные документы следствия по убийству Сергея Кирова, ищу запомнившуюся цитату. Сколько раз  читаешь ,а не привыкаешь. В бесстрастном языке документа отчетливо звучит металл трагедии. Сколько лет прошло, а он не угас, не затих. Чтение затягивает,  как омут. Надо бы вернуться к другому, но тянет прочитать еще один документ, а потом еще и другой.

Леонид Николаев, убийца, говорит языком персонажей А. Платонова. То, что мне в молодости, казалось стилизацией, особым художественным приемом Платонова, на самом деле было, оказывается, точным воспроизведением языка выдвиженца, простолюдина, разбуженного революцией и получившего доступ к огромному миру книг.
Но хотя язык его - язык Платонова, сам Николаев куда ближе к некоторым героям Шукшина: нервный, издерганный, болезненный,  злопамятный,  честолюбивый, самовлюбленный, волевой, отчаянный. Свои заслуги и достижения (довольно скромные с нашей точки зрения) он преувеличивает во много раз, он  ценит  их  страшно дорого. К другим он подозрителен, видит кругом врагов, обидчиков, особенно среди тех, чьи заслуги ощутимей.
Есть в нем некая достоевщина, но герои Достоевского, конечно, люди другой социальной среды.
Вообще, Николаев - явление единичное. Террорист из рабочих - редкость. Террором в России обычно занимались люди образованные, студенты, интеллигенты. Впрочем, последняя работа Николаева - как раз работа интеллигента: работа по истории комсомола. Работа ему оказалась велика, как пиджак с чужого плеча. Изгнания из Истпарта он не перенес и занялся подготовкой убийства.  Стал ли он интеллигентом? И нет, и да - знаний, воспитания, обтесанности, структурирования сознания у него мало, но он уже научился жить в мире интеллектуальных конструкций, вышел из обязательности мира реальности.

Сын революционной эпохи, Николаев мечтал о лаврах Желябова. Ему казалось, что он войдет в историю, как великий революционер и его будут помнить через века. Что  ж... Век прошел и он не забыт, хотя слава его, конечно, другая, чем ему мечталось. Его выстрел - крутой поворот, разрубивший историю революции и историю России навсегда.

Структура общества Белоруссии, Украины и России: к вопросу о левой мысли в Россиии

К  выводу о  плачевном состоянии марсистской мысли в России, помимо других печальных впечатлений, меня привели посты vas_s_al о Белоруссии. Марксисты 1920з - 1930х обоснывавали свою позицию на анализе классового соотношения, экономической структуры и социологии общества в странах, про которые писали.
vas_s_al указывал в качестве источников своих выводов украинских туристов, с которым был в турпоездке, а также незнакомых людей, отрекомендовавшимися ему "белорусскими марксистами" и постфактом одобрившими его позицию. Анализ белорусской ситуации был им произведен сверх-краткий: vas_s_al полагал, что все дело в "хамской власти" Лукашенко и восставшем за свободу "народе", то есть уважаемый автор просто воспроизвел привычный либеральный миф, которым продвигают западные средства массовой информации в качестве универсального объяснения любых процессов в не-западных обществах.

А вот публицист, который не представляется марксистом, воспроизвел классическую схему марксистского анализа экономического и социологического состояния общества и проанализировал белорусскую ситуацию.  Нечто похожего ждала я от авторов, называющих себя марксистами, но не дождалась. Прочтешь такой текст и становится ясным, какие силы стоят за сценой и пишут сценарий событий:

"Структура экономики России, Белоруссии и Украины показывает, что большое значение для социальной стабильности имеет способ распределения произведённого общественного продукта между членами общества. Нахождение в частной собственности значительных отраслей экономики ведёт к серьёзному расслоению общества и социальной напряжённости. Для устойчивости государства и общества принято считать, что доходы 10% самых богатых слоёв населения в стране не должны превышать доходы 10% самых бедных больше, чем в 10 раз.

Стандартная оценка степени расслоения общества в России говорит о том, что 10% самых богатых граждан получают 45% дохода страны, а 1% богатейших граждан России получает 20% всех доходов, из них 10% доходов приходится на миллиардеров из списка Forbes, представляющих ничтожное число граждан России.

Collapse )

Демократизм

Уважаемый экономист А. Сафонов написал открытое письмо по поводу белорусских событий, вызвавшую бурю обсуждений реакцию в левой блогосфере. Меня письмо удивило безотносительно к событиям в Белоруссии, удивило именно чисто с чисто теоретической точки зрения.

Сафонов уверен, что любой "демократизм" следует поддерживать и даже развивать:

"Протест носит в первую очередь демократический характер, он во многом спровоцирован хамским отношением Лукашенко к своему народу. Коммунистам следовало бы запрос на демократизм поддерживать и развивать, самоорганизации народа способствовать, потому что без "школы" участия в общественной жизни вопрос о социализме (не том социализме, который "всем одинаковую зарплату", а настоящем) поставлен быть не может."

Но и контрреволюционное восстание Вандеи, и Брянское крестьянское восстание против большевиков, и Кронштадский бунт матросов были демократичны. И да - контрреволюционные восстания против большевиков именно так и оправдывались, словом в слово - "хамской большевистской властью", причем слово хам и слово "простой человек" в этом контексте - синонимы. Хочется верить, что в словаре Сафонова слово "хамский" значит другое, но это настолько туманное и растяжимое понятие, что в него можно вписать все что угодно.
Во всех перечисленных выше случаях недовольство масс использовалось, финансировалось и "развивалось" контрреволюционной державой- соперницей Великобританией. Не напрямую, а через посредников, находящихся в этих странах. Целью этих восстаний было уничтожить революционные завоевания и права, а заодно и усилить позицию Великобритании в геополитическом противостоянии.

Несмотря на отсутствие мощных левых партий в Белорусссии, Сафонов уверен, что надо:
"И именно на волне этого запроса на демократизм всемерно продвигать протестующим мысль, что если вы не хотите, чтоб новый кандидат в президенты повёл себя также, как старый, т.е. превратился бы в диктатора, который воспринимает страну как кормушку для своих приближенных, вам необходимо будет обеспечить действительное народовластие, т.е. реальную работу выборных органов, развитие местного самоуправления, кооперации и прочих инициатив."


Как же он представляет себе " продвижение" мысли, если против него стоит мощная медийная машина, созданная совсем другими игроками, у которых достаточно денег, обученного персонала и за которыми стоят политическая и коммуникативная система Запада? Проигрыш неизбежен, как он был неизбежен в России в 1990х.

Сафонов справедливо утверждает, что "капитализм в Швейцарии и в Бангладеш очень различается по условиям жизни."  Но он забывает сказать о связи капитализма в Швейцарии и Бангладеш - чтобы люди в Швейцарии жили хорошо, необходимо, чтобы люди в Банглодеш жили плохо. Это связь метрополии и неоколонии, хозяина и раба, эксплуататора и эксплуатируемого.

Но особенно меня удивило высказывание Сафонова про оранжевую революцию на Украине: "Протест - аналог "оранжевой революции" на Украине.

Характер событий на Украине до конца не ясен мне и сейчас, но там в силу неоднородности страны борющиеся элиты разыграли националистические карты (с обеих сторон), что привело сначала к расколу в обществе, а после вмешательства России - к гражданской войне, которая вяло идёт до сих пор.Я в марте ездил в турпоездку с группой украинцев, которые при всех проблемах считают сменяемость власти важным достижением евромайдана и считают, что основные проблемы страны вызваны не вредительством Запада, а той самой гражданской войной, засилием олигархов и коррупции. Как я понимаю, сейчас все ярые националисты свои места в правительстве потеряли. Репрессии в отношении левых вызваны во многом именно поддержкой левыми российского вмешательств."


Здесь я даже не знаю, что и сказать, так меня это поразило. В отличие от Сафонова, для меня совершенно ясен характер событий на Украине, хотя я и не была в турпоездке с группой украинцев. И я никак не могу одобрить или оправдать репрессий в отношении левых, даже если они высказывали мысли, которые Сафонову чужды. Я даже считаю украинский режим настоящей диктатурой типа довоенных контрреволюционных диктатур Прибалтики, Польши  Венгрии или Финляндии.
При этом, хотя Сафонов не говорит ни слова о геополитическом соревновании за "советское наследство", его позиция в этом смысле, увы, ясна.

Ефремов как персонаж Диккенса

Сегодня актер разразился вот такой тирадой:

"Я решил, что я не буду отмазываться, если бы я пользовался телефонным правом, этого бы суда не было. Поэтому пошел сюда, чтобы решить все честно. <...> Признаю свою вину и искренне раскаиваюсь, если это сделал я. Мне жаль потерпевших, у них большое горе, никакого негатива никогда к ним не испытывал, мне их очень жалко".



И телефонным правом он якобы не воспользовался, причем ему кажется, что это - право, а не нарушение закона. Причем его право, его собственное, другим не дано, а он вправе.  Он вообще мог бы отменить любой суд, но решил этого не делать. Так и быть, ладно уж, на этот раз он снисходит.
Ефремов признает вину, ЕСЛИ он "это" сделал. Просто из благородства, потому что, может быть, и не он виноват, а кто-то другой. Он признает, не признавая.
И главное - он не испытывает негатива по отношению к осиротевшей из-за него семье. Ефремов прощает родственникам убитого им человека. Уж такая у него широкая душа, надо же - он не сердится на родных убитого, а мог бы и разозлиться.

Интересно, что он это все так откровенно говорит - то ли у него такое же окружение и ему кажется, что все нормально, все так живут, все так себя ведут. То ли он просто думает, что он - сверхчеловек, а кругом быдло, им соврешь, они и не поймут.

Персонаж не Достоевского - у него даже негодяи имеют душу, а Диккенса - черный, беспримесный, чистый подлец. Вроде Урии Гипа.

Речь актера взята отсюда.

Сериал саморазоблачения идет полным ходом: актер Ефремов на суде

Думаешь, что Ефремов уже достиг дна душевной подлости, а потом он доказывает, что можно упасть еще ниже.


Михаил Ефремов несколько раз позволил себе перейти "на личности" во время заседания Пресненского суда Москвы по делу о смертельном ДТП на Садовом кольце.
Признавать вину в аварии артист отказался. По его словам, видео, на котором он говорит, что виноват, смонтировано. Ефремов утверждает, что из звуковой дорожки вырезали частицу "не".
"Моя вина, безусловно, есть. Виноват в пьянстве, но всю вину за Октябрьскую революцию и Великую Отечественную войну я на себя брать не буду", — заявил он. Актер отметил, что изначально признал вину из-за того, что "был с похмелья нервным".
Кроме того, Ефремов жестко отреагировал на просьбу адвоката потерпевшей стороны показать, как он набрасывает ремень, садясь на пассажирское кресло.
"Вы знаете, слишком дорого стоит мой съемочный день", — отрезал он.
Ефремова также не устроила просьба одного из адвокатов задать ему вопросы сидя.
"Неудобно стоять — тогда на колени! Или можно лечь — мне тоже будет приятно", — заявил артист.

Он также получил замечание от судьи, так как исковеркал фамилию адвоката потерпевших Александра Добровинского, назвав его "Добросвинским".
Помимо прочего, актер выразил желание "подпортить жизнь" адвокатской группе потерпевших, сославшись на их "хамское поведение".

Отсюда.

Нищета после СССР

Неугомонные граждане постоянно постят жалобы на советскую жизнь в сообществе "Фото история". В 1927 году, о ужас, люди жили плохо. Ну, что же, вспомним, этот год, 1927: всего 6 лет  назад окончилась длинная война - она началась в 1914 году как Первая Мировая и продолжилась в России как гражданская. 1927 год это и разгар блокады СССР капиталистическими государствами, бойкот советской торговли, гибридная война против СССР со стороны Великобритании, Франции и Германии руками  лимитрофов. Трудное со всех точек зрения время. Не удивительно, что люди жили плохо. Но они строили - стоили новые города, строили новые заводы, строили новую жизнь.

Но те же неугомонные граждане почему-то забывают сказать, как плохо люди жили в 1990е - а ведь войны никакой не было уже 45 лет, да и капиталистический мир был настроен дружелюбно к "сбросивший оковы тоталитаризма" новой, демократической России. А жили люди вот как (из частного письма):

"...Масло сливочное перевалило за 300 р.кг 300-320 рэ. Вермишель, лапша сравнялась с пряниками и печеньем 79-90 р.кг. Печенье IDI -110 р. Скоро и суп лапша будет лакомством. Жизнь всё труднее. Квартплата растёт ежемесячно. Капитализм уже накладывает котлявую лапу на горло. Цены растут, а зарплата, пенсия не успевает...

На окраинах развалившейся страны не постреливают, а воюют. Пожар войны не утихает. Не видно света в конце туннеля.

В стране хаос и беспорядок, а дома каждый день дума о кастрюле, о пище, о необходимости стирать, гладить, убирать квартиру...Прячусь от бытия за книгу, правда дома почитать уже совсем некогда. Наконец-то прочитал "Барбароссу" Пикуля достал роман-газету. Сейчас читаю "Моозунд" тоже Пикуля.


Полностью письмо Ивана Сергеевича от 30.11.1992: https://foto-history.livejournal.com/13839713.html

Ивану Сергеевичу, как миллионам людей на всей территории бывшего СССР, даже лапша была лакомством. У него даже не было денег похоронить умершего сына, пришлось брать деньги в долг, чтобы заплатить за гроб и машину. Как же оправдать эту бедность, эту нищету 1990х? Как объяснить разгул бандитов на площадях, грабеж всех и всего? В 1990е ничего не строили, только с упоением разрушали.

Видно, потому нам и настойчиво втюхивают про бедность 1927 года, чтобы не вспоминали про хаос, кровь и нищету 1990х, когда к власти рвались новые господа.

Начало тридцатых по Эренбургу

Поставлю еще одну цитату из повести "День второй", письмо героини о противоречивом характере того времени. Многое в нем, мне кажется, точно передает ощущение того времени:

"Ты  знаешь,  я  часто  думаю  —  в  какое  великое  время  мы  живем!  Это  не  слова  из  газеты,  но  мое  чувство.  Когда  я  в  кино увидала  «Турксиб»  —  как  старый  киргиз  встречает  паровоз,  я чуть  было  не  расплакалась:  так  это  прекрасно!  Ты  всегда  издевался  над  «чугуном».  Недавно  я  познакомилась  с  одним  комсомольцем.  Он  проработал  год  на  стройке.  Хороший  парень,толковый,  не  хвастается,  видит  все,  как  есть.  Он  рассказал  мне
о  Кузнецке.  Это  как  сотворение  мира.  Все  вместе:  героизм,  рвачество,  жестокость,  благородство.  Страшно  подумать,  в  каких условиях  они  работают!  Почему  ты  можешь  понять  красоту этого,  когда  ты  об  этом  читаешь  в  книге,  как  о  далеком  прошлом,  а  того,  что  рядом  с  тобой,  ты  не  видишь?
Collapse )

Будущая эволюция советского общества: взгляд Ильи Эренбурга в 1932 г.

В первый раз читаю повесть Эренбурга "День второй", она написана в начале 1930х. Люблю Эренбурга, особенно стихи и мемуары, но из довоенных произведений его читала немногое. Ценю этого писателя за то, что он был необыкновенно чувствителен к духу времени, к социальным событиям и отражал их по-своему, пропускал их через себя, а не следовал тому, что в тот момент считалось комильфо,
Collapse )

Ефремов не виноват в смертельном наезде, но он переживает за погибшего больше всех.

Актер Михаил Ефремов не считает себя виновником смертельного ДТП в центре Москвы, заявил телеканалу "Москва 24" адвокат Эльман Пашаев.
Юрист отказался рассказать подробности, так как посчитал это "преждевременным". Он отметил, что слова Ефремова о желании "возместить ущерб" следует воспринимать как желание заплатить из-за того, что в ДТП участвовала его машина.
"С участием его машины произошло ДТП со смертельным исходом. Как верующий человек, он хотел помочь потерпевшим, но это не значит, что он в чем-либо виноват", - сказал адвокат.
Ранее Пашаев сообщил "Звезде", что у Ефремова начались проблемы с сердцем, так как он "намного больше переживает за погибшего, чем его родня".

Адвокат Эльман Пашаев в беседе с "Вечерней Москвой" признался, что удивлен тем, что в деле о смертельном ДТП с участием Михаила Ефремова "объявилось так много потерпевших".

"Скоро всей деревней будут претендовать на то, чтобы стать потерпевшими",
— считает Пашаев.

"Сожительница, с которой он (Захаров. — Прим. Ред.) фактически проживал, не имеет никакого отношения", — рассказал юрист.

Отсюда и отсюда.

Жизнь всегда богаче самой бурной фантазии.




Все на продажу?

"Ранее адвокат Михаила Ефремова Эльман Пашаев заявил, что артист хотел бы максимально помочь несовершеннолетним родственникам Захарова и "даже усыновить их". Позднее он пояснил РИА Новости, что его подопечный имел в виду, что готов сделать для детей погибшего "больше, чем родной отец", так как у него "больше возможностей".

Отсюда.

Как говорил один мыслитель, в некоторых обществах отрицается возможность любых высоких, глубоких чувств - любви, привязанности, скорби. Все измеряется деньгами, все монетаризируется. По-крайней мере, некоторыми.

В этом извращенном мире представлений убийца лучше родного отца, потому что у него больше денег. И он всерьез предлагает детям человека, которого по своей распущенности убил, усыновить их, обещая, что им это будет выгодно. У него больше денег, значит, он им может купить вещи, которые отец не мог.

Не передать чувства гадливости и отвращения, которые вызывают у меня такие заявления.