eliabe_l (eliabe_l) wrote,
eliabe_l
eliabe_l

Categories:

Надежда Петровна Ламанова

Originally posted by madiken_old at Надежда Петровна Ламанова
14 декабря 1861 года родилась замечательная мастерица, волшебница и настоящая женщина Надежда Петровна Ламанова. Она родилась в Нижнем Новгороде в семье военного. Надежда Петровна рано осталась без матери с четырьмя сестрами на руках. Младшей было тогда шесть лет. Отец тоже вскоре умер и после восьми классов гимназии Наде пришлось идти в мастерскую кройки и шитья О.А.Сабуровой, а через два года стала моделистом в мастерской госпожи Войткевич. Это было уже в Москве, и слух о замечательной закройщице быстро распространился среди московских модниц: «Шить теперь надо только у мадам Войткевич – там есть одна новенькая закройщица мадемуазель Ламанова, которая истиранит вас примеркой, но зато платье получится, как из Парижа».
Надежда Петровна выходит замуж за актера-любителя Андрея Павловича Каютова, по сцене — Вронского. Он был другом Константина Алексеева (Станиславского). Это был очень счастливый брак. Брак по любви, полный согласия и преданности. Супруги прожили вместе 45 лет. Детей у них не было. Надежда Петровна воспитывала четырех младших сестер, а когда у нее открылась своя мастерская, ее наполнили девушки, называвшие ее «мама Надя».
Ее вспоминают как очень мягкую, простую в обращении женщину. Но она становилась властной и требовательной, если дело касалось работы. "Женщины падают в обморок у нее на примерках", - поговаривали в Москве. Примерки длились иногда по нескольку часов, но никто никогда не отказывался от платья "от Ламановой".





Собственная мастерская у Ламановой открылась в 1885 году. Поначалу она была на Большой Дмитровке, а в 1908 году открылось ателье на Тверском бульваре в доме номер 10.



Ламанова никогда не делала выкроек. Ее метод — это «наколки». Модель стояла, а Надежда Петровна как скульптор творила вокруг нее платье. Потом счастливице приходилось осторожненько вылезать, не потеряв булавочек и не уколовшись. Зато платье получались волшебные.

— Только, пожалуйста, — умоляли заказчицы, — сшейте сами.
— Я вообще не умею шить.
— ???
— Архитектор ведь не кладет камни, это делают рабочие, и шить вам буду не я, а мои помощницы.
Помощниц у Ламановой было более двадцати.


Андрей Павлович Каютов вскоре уходит из театра и становится удачливым бизнесменом, но Ламанова связи с театром не теряет. Она обшивает МХТ с 1901 года. Спектакли выходят только в ее костюмах, актрисы носят ее платья, сшитые по парижским журналам. Она шьет прекрасное платье для Ольги Книпер-Чеховой, в котором она играет Раневскую в «Вишневом саде».

В 1900 году Надежда Петровна удостаивается чести быть Поставщицей двора Ея Императорского Величества. Но ее два ранних платья - «визитное из сукна бежевого цвета и бальное из бледно-розового атласа и шифона — датируются еще 1890-ми гг. из гардеробной императрицы Александры Федоровны, что свидетельствует о признании таланта модельера, исполнявшего заказы молодой императрицы уже в середине 1890-х гг.»
позднее еще два платья появяться в гардеробной императрицы: «бархатные бальные платья желтого и цвета морской волны и бальное платье из белого тюля». Отсюда

В ее платьях ходят великие княжны и весь аристократический бомонд.

«Она делала костюмы для фильмов Эйзенштейна и Александрова, для многих советских спектаклей, где нужен был дореволюционный аристократический шик.»


1911 год. Портрет работы В.Серова. Незакончен.

Дягилевские сезоны в работах Ламановой имели оглушительный успех в Париже. Великий французский кутюрье Поль Пуаре специально приехал в Москву познакомиться с Надеждой Петровной. В ее мастерской устраивались показы его моделей. Ее называли «русская Шанель».

1917 год. Надежда Петровна единственная, наверное, из всех российских модельеров остается в Москве. И не из-за любви к революции. Арестован любимый муж. Она остается, чтобы помочь, спасти, но в 1919 году сама оказывается в камере Бутырки. 57-летняя дама, дворянка, эталон вкуса и изысканности. Трудно представить ее в «революционных застенках». Только вмешательству Горького позволило Ламановой вновь оказаться на свободе после двух с половиной месяцев кошмара.
Она умеет делать наряды. Женщины любили одеваться всегда, театры были всегда, красота нужна даже революции. Надежда Петровна начинает все сначала. Театр Вахтангова, «Турандот», «Зойкина квартира» и многие другие спектакли по Москве идут в костюмах от Ламановой. Жены большевиков одеты в платья от Ламановой. Она создает платья и пальто из всего, даже из одеял и полотенец.



В 1925 году работы Ламановой едут в Париж на всемирную выставку .
«Надежда Петровна одевает актеров в первых советских фильмах: «Аэлита», «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский»; в глубоко пенсионном возрасте вместе с художником Головиным создает шедевры театрального костюма для «Женитьбы Фигаро» во МХАТе, одевает в Театре Красной Армии «Вассу Железнову» с Раневской в роли Вассы... Станиславский называл ее «нашей драгоценной, незаменимой, гениальной, Шаляпиным в своем деле».



Актрисы МХАТа в платьях Ламановой.

Ольга Леонардовна Книппер-Чехова напишет ей слова благодарности после возобновления спектакля "У жизни в ладах" (19ЗЗг), восхищенная костюмом для своей роли: "Обнимаю и целую за Ваши чудесные создания, которые так помогают мне в моей трудной роли".



О.Книпер-Чехова Манто мастерской Н.П.Ламановой

Когда в 1941 году началась война, Надежде петровне было 80 лет. Она продолжала работать во МХАТе и Большом театре. Она много лет дружила с Верой Мухиной, та носила ее платья. То, что сохранились хоть какие-то рисунки платьев Ламановой, мы обязаны В.Мухиной. Во время всемирной выставке в 1925 году, она зарисовала много моделей Надежды Петровны.

- Знаете, Верочка, я скоро умру, - сказала однажды Ламанова.
- Ну зачем Вы это говорите?
- У меня осталось всего две капли «Коти»...

Надежда Петровна Ламанова должна была эвакуироваться вместе с МХАТе. Она опоздала на сборный пункт и пришла к уже закрытым, заколоченным дверям театра. Старушка пошла к Большому вверх по Камергерскому переулку, села на лавочку около фонтана и умерла.
Было 14 октября 1941 года.



Платья Надежды Петровны украшают коллекции Эрмитажа и Московского Художественного Театра. Говорят, у актрис не получалось вжиться в образы в пьесе «Чайка» в новой постановке МХАТа. Тогда костюмер достала платья Ламановой и Мирошниченко, и Вертинская преобразились в нарядах великой мастерицы.

по материалам статьи А.Кондрашова "Две капли "Коти""

а теперь дефиле!






мое любимое







Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments