eliabe_l (eliabe_l) wrote,
eliabe_l
eliabe_l

Categories:

Тургеневские женщины или «русский человек на рандеву»


Немного странно встретить такой пост в кулинарно-ностальгическом журнале, но мы говорили на тему «Вешних вод» Тургенева с хозяйкой интересного журнала Аликой rikki_t_tavi, и я пообещала написать, как я понимаю повесть. Так что этот пост - обещанка, звиняйте.

Начну издалека. Панаева, подруга Некрасова, которая страстно мечтала царить в московских интеллектуальных салонах и ревниво относилась к более счастливым соперницам, желчно рассказала в своих воспоминаниях (цитирую по памяти) о встрече с женой Александра Герцена, знаменитой Натальей Александровной, которой все так восхищались (а должны были Панаевой).


Н.А. – хорошенькая, вынуждена признать Панаева, но тут же недоброжелательно добавляет: «но лицо ее не имеет жизни». Панаева заметила, что Н.А. сидела, окруженная дамами и мужчинами из круга Герцена, и рассуждала на тему, что составляет женскую сущность, чем женщины отличаются от мужчин.

Я вспомнила А. И. и Н.А.  Герценов не случайно, потому что Тургенев тоже принадлежал к их тесному кругу друзей, которые в тишине и безвыходности тогдашней российской и европейской жизни создавали новый круг идей, а эти идеи позволили новому поколению переломить курс безнадежности, выйти на новую дорогу. Так иногда в подспудно, безвестно, в глубине растет новая жизнь.

Одна из важных тем будущей, более разумной жизни была тема женщины – не игрушки для мужчины, не безголового украшения, не инструмента обогащения и присоединения состояний, не объекта для воспитания, а равной, взрослой, достойной, твердо стоящей на ногах женщины, товарища мужчины во всех начинаниях – сестры, как сказал Герцен. Но для того, чтобы такая женщина появилась, надо было – вполне резонно считали первые русские феминистки- сначала понять, какие черты исходно женские, а какие навязаны ей воспитанием, окружением. Н.А. думала, что дело женщины – любовь, понимаемая очень широко. Тургенев был с ней согласен и решился художественно исследовать уже существующее, настоящее - женскую страстную любовь и ее объектов -мужчин. Если правильно описать настоящее, можно подумать и о том, что надо изменить в будущем. Не буду перечислять все повести Тургенева о вариантах любви, их множество, вы и сами знаете.

В «Вешних водах» сталкиваются интересы двух женщин, итальянки Джеммы и русской Марьи Николаевны. Обе будут оспаривать любовь молодого русского Санина, проездом оказавшего во Франкфурте и случайно задержавшегося там.

Джемма – молодая девушка. Она станет невестой Санина, образцом чистоты и верности. Марья Николаевна чуть постарше, она замужняя дама. М.Н. вполне хладнокровно и продуманно соблазнит Санина. Обе ведут себя вполне предсказуемо. Для нравов тогдашнего образованного общества было обычным делом, что девушки строго хранили невинность, а замужние дамы брали любовников. Сам Тургенев был многолетним, официальным, узаконенным любовником замужней женщины. Никого это не смущало и не шокировало.

Джемма – красавица, а красавицей в 19 веке считали женщину, похожую на классические статуи и образцы ренессансной живописи. «Боже мой! Какая же это была красавица! Нос у нее был несколько велик, но красивого, орлиного ладу; верхнюю губу чуть-чуть оттенял пушок; зато цвет лица, ровный и матовый, ни дать ни взять слоновая кость или молочный янтарь, волнистый лоск волос, как у Аллориевой Юдифи в Палаццо-Питти, - и особенно глаза, темно-серые, с черной каемкой вокруг зениц, великолепные, торжествующие глаза…»

Марья Николаевна Полозова, с точки зрения Тургенева, не по-настоящему красива (потому что не подходит под античный тип), но притягательна по-другому, она секси, как мы сказали бы теперь. «И не то, чтобы она была отъявленная красавица: в ней даже довольно явственно сказывались следы ее плебейского происхождения. Лоб у нее был низкий, нос несколько мясистый и вздернутый, ни тонкостью кожи, ни изяществом рук и ног она похвалиться не могла – но что все это значило? Не перед «святыней красоты», говоря словами Пушкина, остановился бы всякий, кто встретился бы с ней, но перед обаянием мощного, не то русского, не то цыганского, цветущего женского тела.» Вкусы изменились. Сегодня мы, скорее всего, считали бы Полозову красавицей – просто русской красавицей, а не итальянско-античной. Курносая, сероглазая, с русыми пышными волосами, с ямочками на щеках, с алыми, «вкусными» губами женщина считалась бы красивой. Отхождение от античного идеала красоты, проблематичное для Тургенева, для нас не проблема.

Санин дворянин, хоть и небогатый и незнатный. А Джемма нет. Ее отец был, намекает Тургенев, карбонарий, приверженец идей революции, и вынужден был бежать из Италии, которая была частью консервативной австро-венгерской империи. Он умер, и мать с трудом зарабатывает на семью, содержа кондитерскую. Джемма стоит за прилавком. Но Санина (и Тургенева) это совсем не смущает. За это я ценю Тургенева – для Толстого периода «Войны и мира» нижестоящие просто не могут быть объектом любви. Он смеется над «Бурьенкой», за то, что живя в полном одиночестве, в чужой, непонятной стране, оторванная от семьи, друзей, родины необходимостью заработка, молодая и привлекательная француженка мечтает о любви. Для аристократов Толстого мадемуазель Бурьен –только объект насмешек или «звериной похоти».

Несмотря на скромное общественное положение, Джемма, однако, отлично образована – она бурно обсуждает с Саниным новинки литературы, музыкальна, играет на фортепьяно и со страстью говорит о немецкой романтической музыке. У нее безупречный вкус – и в стиле одежды, и в стиле поведения. Она ведет себя с большим достоинством и изяществом. Она умна. Она самостоятельна и смела. Джемма не боится разорвать с богатым женихом, не боится первой признаться Санину в любви. Она ищет настоящего в жизни, хочет настоящего и готова ради этого идти на риск. Она полностью искренна и ответственна в своих привязанностях. Бескорыстное служение близким людям и высоким целям – вот ее идеал.

Образование Полозовой никак не хуже, но Марья Николаевна притворяется невежественной дурочкой в разговорах с мужчинами. Она – полная противоположность Джемме: в разговорах с мужчинами она всегда расчетлива, всегда холодна. Она не открывает ни своих мыслей, ни своих чувств, она играет в сложные игры – игры, связанные не с любовью, а со властью, то есть тем, что сегодня мы называем манипуляцией. Увидев Санина, она заключает пари со своим мужем, что сможет соблазнить Санина, оторвать его от его красавицы невесты, которая, как она недобро говорит "как античная статуя". Марья Николаевна никогда не видела Джеммы, не испытывает к ней никаких отрицательных чувств, да и Санин ее нисколько не интересует – как только она добивается цели, она теряет к нему интерес и бросает его.

Но в сознании Марьи Николаены отношения между людьми это соревнование, в котором она всегда хочет одерживать верх - просто для удовлетворения собственного самолюбия. Она делает зло походя, равнодушно - равнодушно развращает Санина, ломает жизнь ему и его невесте, пользуясь хорошо продуманной и хладнокровно примененной стратегией соблазнения. Марья Николаевна богата, умна, независима, образована, привлекательна, но в жизни она не делает никому ничего хорошего, ничего полезного. Вся ее жизнь – высокомерная и циничная игра с чувствами и жизнями других людей. Бесполезная жизнь.

Внутренний двигатель поступков Джеммы - внутри ее самой, ее нравственная основа. Внутренний двигатель Марьи Николаевны - вне ее, она реагирует на любые внешние стимулы бессмысленной и бесплодной конкуренцией с другими воображаемыми соперниками. Вот поэтому Джемма внутренне свободна, равна самой себе. А Полозова - богачка, миллионерша, красавица, - зависима и несвободна.

У Джеммы есть небольшой круг (вынужденно небольшой, девушки в 19 веке вели замкнутый образ жизни) близких и друзей, которые ее любят, уважают, готовы из-за нее на многое. Марью Николаевны многие вожделеют, но никто не любит и не уважает - даже муж с ней из-за денег, а не из-за ее самой. Это неудивительно. Полозова терпит рядом с собой только рабов, а не равных. Она разрушительна в отношениях, манипулятивна, высокомерно-неуважительна.

А Санин? А Санин мил, образован, умен, полон добрых порывов, но совершенно лишен внутреннего стержня. Он полностью поддается влиянию минуты, плывет по течению. Когда он говорит с Джеммой, он возмущается рабством мужиков, но потом полагает полезным продать этих мужичков, чтобы помочь матери Джеммы переделать на модный лад кондитерскую. Он готов стать за прилавок  кондитерской во Франкфурте, куда попал случайно и где ему делать совершенно нечего, или стать рабом Марьи Николаевны – как повернутся обстоятельства. Он очень обаятелен, но совершенно не надежен. И плана в жизни у нет, нет цели, нет устоев.

Только в накануне старости, он понимает, что прожил пустую, чужую жизнь и пытается наверстать упущенное, вернуть себе Джемму. Слишком поздно. Жизнь прошла.


Tags: исскуство жизни
Subscribe

  • Чеховский герой во времена развитого социализма

    Если бы Всеволод Мейерхольд услышал бы мой заголовок, он бы в гневе бросил об пол волшебную режиссерскую палочку, которая невидимо плясала в его…

  • Все течет, ничего не меняется.

    Читаю книгу замечательного историка М.Н. Покровского о Первой Мировой войне и думаю, что кое-то из описанного мои современники видели в святые 90е.…

  • Жанна Болотова о жизни в СССР

    Для меня Жанна Болотова - девушка из "Дома, в котором я живу". У этой великолепной актрисы было много замечательных ролей, но больше всего…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Чеховский герой во времена развитого социализма

    Если бы Всеволод Мейерхольд услышал бы мой заголовок, он бы в гневе бросил об пол волшебную режиссерскую палочку, которая невидимо плясала в его…

  • Все течет, ничего не меняется.

    Читаю книгу замечательного историка М.Н. Покровского о Первой Мировой войне и думаю, что кое-то из описанного мои современники видели в святые 90е.…

  • Жанна Болотова о жизни в СССР

    Для меня Жанна Болотова - девушка из "Дома, в котором я живу". У этой великолепной актрисы было много замечательных ролей, но больше всего…