eliabe_l (eliabe_l) wrote,
eliabe_l
eliabe_l

Categories:

Чеховский герой во времена развитого социализма




  Если бы Всеволод Мейерхольд услышал бы мой заголовок, он бы в гневе бросил об пол волшебную режиссерскую палочку, которая невидимо плясала в его руке во время репетиций. Как отчаянно он боролся против самого чеховского театра - МХАТа, против Станиславского, против чеховского героя! При социализме, считал Мейерхольд, как и многие другие представители революционного фронта искусства 1920х-1930х, человек будет совсем другим: не размагниченным интеллигентом, раздираемым сомнениями и сожалениями, а волевым, деловым, монолитным человеком, слово и дело которого едины, а не раздвоены. Жизнь его будет осмыслена и достойна: его труд будет нацелен на облегчение и облагораживание жизни человечества. Поэтому, требовали творцы левого искусства, нужно вкореную перестроить чеховский театр. Этот театр выполнил свою функцию, создав галерею русских интеллигентов глухого времени реакции - с их точным моральным метрономом, с их жаждой нового, справедливого общества и их неспособностью бороться за него, их поглощенностью в мире личных проблем. Теперь пришло время другого театра - театра политической мысли и активного действия.

    Увы! Деятели революционного искусства ошиблись. В отличие от кинематографа сталинского и хрущевского времени, кинематограф позднего социализма полон чеховских персонажей. Все мы знаем, что засилье чеховских героев в  позднем советском кино  отражало действительность того времени. Путеводная звезда, великая цель справедливого и человечного общества, горевшая на башнях Кремля первые пятьдесят лет советской власти, погасла.  Исчезли стремительные биографии-взлеты, ушло чувство, что «когда страна прикажет стать героем, у нас героем становится любой ». Великий оптимизм стойки и мечты ушел вместе с уходящими первыми поколениями революции.

Люди позднего социализма лишились ощущения, что их жизнь подчинена высшему благородному смыслу, а их пребывание в мире, свободном от   материальных катастроф (безработицы, отсутствия денег на лечение, образование, жилье и т.д.), позволило им сосредоточиться на своем внутреннем мире, на своих сомнениях, неудачах, сожаленияx, личных переживаниях. Поэтому кино 1970х-начала 1980х преисполнено тонких рассуждений о морали, полно хорошей поэзии, глубоких интеллектуальных разговоров, талантливой музыки. Поиск смысла жизни стал личным, а не общим. По-своему все это было прекрасно. Кто помнит то время, знает, что это было не только в кино -  люди так жили тогда. Не все, но многие.  И это само по себе было очень необычно - в истории человечества это беспрецедентный пример существования огромного рафинированного культурного меньшинства. Но как бы не была хороша та жизнь, это был другой мир, чем тот прометеевский, о котором мечтали люди первого десятилетия революционного общества.



  « Не хочу быть несчастливым » (1983) режиссера Александра Белинского - замечательной, тонкий, талантливый фильм,  поставленный по сценарию Александра Володина. Фильм полон поэзией - прекрасной поэзией Володина, и музыка в нем хороша - музыка композитора Владимира Дашкевича.  Два гениальных актера играют двух чеховских персонажей - Олег Ефремов и Маргарита Терехова. Большую прелесть фильму придают пейзажи русского провициального городка того времени. Особо отмечу  отсутствие гламура и отвергание снобизма с его сестрой  элитарностью, что во мне вызывает большую симпатию. Хороший фильм для неспешного вечера, когда дождь стучит по стеклу, а рядом с креслом дымится горячая чашка чая.
Tags: искусство жизни, искусство и народ, история России, история СССР, история революций, кино, советское искусство, советское кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments