eliabe_l (eliabe_l) wrote,
eliabe_l
eliabe_l

Categories:

Фильм Un peuple et son roi - Народ и его король (2018)

  Вчера посмотрела французский фильм,  недавний - 2018 года, посвященный истории Великой французской революции (ВФР).
Фильм интересный, необычный, не стандартный, захотелось написать о нем.  Режиссер и сценарист - Pierre Schoeller, в нем играет целый ряд известных французских актеров (если кто захочет посмотреть, каких - вот здесь список), играют они прекрасно - французская школа артистической игры вещь серьезная.

  За последние лет 20 посмотрела несколько  западных фильмов о ВФР. Обычно они описывают взгляд на революции сверху - показывая королеву Марию Антуанетту сочувственно или не скрывая ее  фундаментальных человеческих недостатков;, представляя чувства фрейлины, которая потрясенно наблюдает обрушение привычного мира; энтузиазм, а затем  разочарование доброго графа, поклонника Просвещения и т.д. Все эти версии интересны, нужны, они показывают настоящую сложность эпохи, при которой определенные люди, сами отнюдь не злодеи, хоть и далеко не ангелы, оказались заложниками порочной общественной системы, ее бенефециарами и были устранены именно как олицетворение несправедливости, причем им выпало отвечать не только за свои действия, но и за действия многих других, в том числе, и живших прежде них.  Чаша страданий столетиями наполнялась, наполнялась и перелилась через край. Порочность же системы - при которой абсолютное большинство людей вынужденны быть бедными и бесправными для того, чтобы меньшиство, не обладающее никакими заслугами, жило великолепно и ни в чем себе не отказаывало, одновременно презирая и обесчеловечивая тех, кто внизу, тех, кто работает, пока они управляют - ни в одном фильме не подвергается сомнению.

   Напротив, этот новый фильм "Народ и его король" показывает революцию снизу. Главные герои фильма - ремесленники предместья Сен-Антуана, рабочего района Парижа. В советское довоенное время о них любили писать и историки, и публицисты - не зря, русская революция родная дочь французской. С тех пор эта тема была хорошенько позабыта. В моей, еще советской юности, нас этой истории не учили, в нашей ментальной карте этой области не было. А тем не менее, работники из предместья Сен-Антуана, как и из других рабочих предместий Парижа, образовали первую Парижскую коммуну 1789-1794 года, прообраз другой, знаменитой. Вошли они и в секции, активно влиявшие - по принципу прямой демократии - на дебаты Конвента.

Википедия называет фильм "фреской из истории революции". Меня поразило насколько изображенное в ней соотвествует тому, что я нахожу в воспоминаниях о революции Октября 1917 года. И глубокое убеждение рабочей молодежи, что жизнь без свободы, то есть без равенства, без прав, без перспектив человеческого развития и уважения человеческого достоинства, ничего не стоит. Выстраданные, глубоко прочувствованные слова "свобода или смерть". Готовность идти за это на смерть, идти на пушки практически с пустыми руками, стоять насмерть за свои убеждения. И страх, постоянное сомнение, получится ли, выйдет ли, не умрет ли революция - ревнивое и тревожное чувство. И коллективная терапия в песнях - как тут не вспомнить Булгакова, которого раздражало пение хором в те годы, ибо он революции отнюдь не сочувствовал. Серьезные песни пели во времена ВФР - о том, что 300 лет народ обманывали, кормили сказками, а теперь

Ah, ça ira, ça ira, ça ira
Les aristocrates à la lanterne
Ah, ça ira, ça ira, ça ira
Les aristocrates on les pendra.


Все будет хорошо, все получится,
Аристократов на фонарь,
Все будет хорошо, все получится,
Аристократов мы повесим.



  Или Марсельза, которую писали накануне вражеского нашествия, накануне возможной гибели, и в которой обещают залить поля "нечистой кровью" тиранов. Все эти песни, которые сегодня кажутся кровавыми, отражают острый момент борьбы, и пели их люди, для которых слова "свобода или смерть" были не пышной фразой, а реальным выбором ближайших дней и которые знали, что или они, или их.

  Еще показан в фильме стремительный ход революции - это головокружительное ускорение времени, о котором тоже много говорили в СССР в 1920-1930х. Ясно видно, как сложно это было - каждый день начинать жить заново, не плыть по автоматическим рутинам, как делаем мы, а задействовать все силы ума и души, чтобы понять новую ситуацию и решить, как в ней действовать. И в наших воспоминаниях о времени 1920х и 1930х тоже говорится об этом. Разногласия в стане простых людей и  среди революционеров тоже показаны совершенно ясно и убедительно. Фильм кончается казнью короля. И в этом момент хочется, чтобы на этом авторы не останавливались, а позволили нам и дальше быть того свидетелями поразительного времени. Хоть фильм и непростой, не развлекательный, требует соработы и от зрителя.

  И еще кажется ошеломляющим, что несмотря на прошедшие 200 с лишком лет, многие идеи ВФР продолжают поражать дерзостью, полетом свободной мысли. Во многом они остаются слишком радикальными и дерзкими и для нашего времени - например, "равенство всего человечества", о котором поется в другой песни ВФР - карманьоле. В-общем, фильм хорошо представляет  революцию -  особый исторический феномен, своего рода космический корабль, позволяющий преодолевать длинные исторические этапы за короткое время. И возвращает смысл понятиям "демократия", "права человека". Рекомендую.
Tags: искусство, история Европы, кино, элита и народ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments