eliabe_l (eliabe_l) wrote,
eliabe_l
eliabe_l

Categories:

Каждый должен быть выдающимся на своем месте: фильм "Зеленый огонек" (1964)

Этот не слишком знаменитая теперь картина из 1960х,  задает, на  самом деле,  такую высокую планку, что непросто с ходу назвать современный фильм, который бы ее достиг.
  "Зеленый огонек" - простая история об одном рабочем дне  молодого таксиста в Москве (безмятежной красавице Москве 1960х). Эта нехитрая история рассказана так задушевно, так поэтично, с такой любовью к людям, к Москве, что зачаровывает, очаровывает, заставляет следить за фильмом с жадным интересом и острым наслаждением,  несмотря даже на технические несовершенства (пленка, увы, не восстановлена). "Зеленый огонек" - настоящий триумф метода социалистического реализма: его герои - простые люди, а не миллиардеры с личными яхтами; показан человек труда в процессе труда;  простая, обычная, жизнь такая, какая она есть, без прикрас, но освещенная поэтическим, романтическим взглядом; показаны лучшие, а не худшие, представители этого мира - те, на которых зрителю захочется равняться. И чувства показаны целомудренно и романтично. Это подлинно демократическое, подлинно народное искусство. В нем нет места  для гламура,  понтов, суперменов,  наглых убийственных красоток в боевой раскраске, ослепляющих интерьеров, нет места для представления о счастье как потреблении роскошных предметов и о смысле жизни как бессмысленной конкуренции "кто-кого".
  Неслучайно, герой "Зеленого огонька" говорит молодой француженке как похвалу: "ты нормальная, обыкновенная девчонка". Это мир, где быть обыкновенным и нормальным это хорошо, потому что подлинное величие не нуждается в антураже, его видно само по себе. И где обыкновенный человек стремится достигнуть высшей ступени, "гамбургского счета"  в том, что он дает другим - своей работе, например.  "Каждый должен быть выдающимся на своем месте", - говорит молодой герой картины.
  Мне это видится сейчас особенно ясно, потому что одновременно с "Зеленым огоньком" я смотрела на Би-Би-Си голливудское зрелище "The Thomas Crown Affair" , где действуют мультимиллионеры и суперсыщики (и те и другие - сверхлюди, не чета нам, грешным), а также  весь тяжеловесный набор антуража, без которого их величие неочевидно зрителю: яхты, самолеты, шикарные рестораны, роскошные дома, люксовые тряпочки и прочее, прочее. Советский фильм об обыкновенных людях утверждает ценности равенства и власти большинства. Американский -  иерархии, неравенства и власти меньшинства.И мультимиллионеры, и сыщики, конечно же, нарушают все известные законы (созданные для быдла, а не для них, грандиозных), чтобы добиться своего любой ценой. Чувства показаны, как обычно, в американском кино: если актеры  завывают дикими голосами во время полового акта вниз головой на ребре мраморной лестницы, ведущей в  комфортабельную спальню -это безумная страсть, чем неудобней, тем страстней; а  если актер называет взрослую женщину "деткой" и покупает ей много очень дорогой одежды - это означает нежную страсть, чем больше одежды, тем сильнее нежность и слаще любовь.  Впрочем, в голливудском фильме все приправлено едкой солью базовых, примитивных инстинктов - любовь понята как чисто физическое половое желание.  Если уж речь зашла о соблазнении, то в качестве главного средства выступает тоже нечто материальное, а заодно и  недоступное нищебродам: элитарное платье  в сеточку, которое ничего не скрывает (а белье под обнажающее платье не надевают - этo, по мысли авторов, дико смело, не надо говорить про отсутствие гигиены). Увидев задницу сыщика о натюрель, миллионер сей же секунд загорается  пылкой страстью.
Если уж искать утраченный шедевр мировой живописи, то только из-за огромной денежной выгоды и жажды личной мести.
Если же таковых нет, то можно спокойно смотреть, как горит картина Ренуара.
Если уж воровать картину великого художника, то просто от скуки и пустоты жизни, которую не заполняют ни яхты, ни тусовки, ни деньги. Воровство ради игры - хитрый вор остается безнаказанным, как и на бирже, где он работает и тоже ворует, но по-другому, вполне в согласии с законом.
  Насколько герои американского фильма распущены, не привычны ни в чем себя ограничивать, ведомы примитивными инстинктами, настолько же герои "Зеленого огонька" сдержаны и уважительны в своих отношениях с другими людьми. Даже, я бы сказала, возвышены. Это люди, которые живут в обществе, где понимают важность воспитания эмоций, возвышения человека средствами искусства и сотрудничества с другими людьми. У этого общества  вообще совсем другое представление о человеке, его достоинстве, высоте его духа, благородстве его стремлений, его способности дисциплинирования желаний и подчинений низких инстинктов высшим потребностям. Люди, создавшие этот фильм, верят в величие человека вообще, величие каждого человека и всего человечества. Человек прекрасен и интересен,  если он действительно человек, и ему не нужно выпендриваться, тужиться, чтобы создать видимость своего суперменства, закапывать себя  среди  дорогостоящих вещей или рядиться в безумной цены тряпочки, чтобы другие им интересовались и его уважали.
  И еще чувствуется в "Зеленом огоньке" воздух свободы, все пронизывающий и  всем незаметный - как нам незаметен кислород, нужный для дыхания. Герои не беспокоятся о том, потеряют ли они работу, смогут ли выплатить ипотеку, заработают ли на пенсию, хватит ли им на лечение,  наберут ли они на обучение в вузе, смогут ли они создать перед своими знакомыми-конкурентами представление, что они богаче, престижнее и благополучнее, чем есть на самом деле. Герои "Зеленого огонька" просто живут своей повседневной жизнью, просто дышат невидимым воздухом свободы, они открыты другим людям и не конкурируют, а сотрудничают с ними.  Они живут в "царстве свободы", где все тяготы "царства необходимости" - забота о хлебе, о крове, лечении, о возможностях личного развития, безбедной старости - сняты; где "человек человеку друг, товарищ и брат". Так было, мы помним. А  потом... А "потом наступила другая жизнь", как сказал Юрий Трифонов.
Играют талантливейшие советские актеры - Анатолий Папанин, Светлана Савелова, Иван Рыжов, Всеволод Санаев, обаятельный молодой Алексей Кузнецов. И два молодых французских актера. Режиссер фильма - Виллен Азаров. Звучит прекрасная песня "Manha de Carnaval" (Утро карнавала) композитора Луиса Бонфа. Рекомендую.

Tags: искусство, искусство жизни, история России, история СССР, кино, общество
Subscribe

  • Хлеб из цельнозерновой муки

    Почти цельнозерновой - купила по ошибке цельнозерновую, но так как не люблю грубый хлеб и тяжелый мякиш (несмотря на то, что нам много говорят о…

  • Хлебушек еще покажу: итальянский Pane di patate, картофельный хлеб

    Покажу один из новых хлебов. Это картофельный, по итальянскому рецепту. Мягонький - мякиш очень нежный, несмотря на закваску. Благодаря добавлению…

  • И снова хлеб

    Когда-то я начинала печь хлеб. Что тогда не испечешь, всему радуешься - надо же, получился настоящий хлеб! Сама испекла! И от выпечки постоянное было…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments

  • Хлеб из цельнозерновой муки

    Почти цельнозерновой - купила по ошибке цельнозерновую, но так как не люблю грубый хлеб и тяжелый мякиш (несмотря на то, что нам много говорят о…

  • Хлебушек еще покажу: итальянский Pane di patate, картофельный хлеб

    Покажу один из новых хлебов. Это картофельный, по итальянскому рецепту. Мягонький - мякиш очень нежный, несмотря на закваску. Благодаря добавлению…

  • И снова хлеб

    Когда-то я начинала печь хлеб. Что тогда не испечешь, всему радуешься - надо же, получился настоящий хлеб! Сама испекла! И от выпечки постоянное было…