eliabe_l (eliabe_l) wrote,
eliabe_l
eliabe_l

Category:

Еще раз про священность хлеба






Тема священности хлеба в культуре индоевропейских народов мне всегда казалась захватывающе интересной. Стоит об этом хорошенько подумать, и корабль мысли унесет тебя в глубь веков, в ночь времен. В те времена, когда Василиса Прекрасная или Елена Премудрая пекли своему земному мужу каравай, прекрасней которого никто никогда не видал.Василиса Прекрасная, Елена Премудрая или Царевна-Лягушка, связанная с Матерью Землей или Царевна-Лебедь, связанная с огромным и великим Море-Окияном или Мертвая Царевна, которая засыпает тихим сном в хрустальном гробе лишь для того, чтобы встать весной живой и прекрасной - все  это образы Великой Богине, которой поклонялись в Бронзовый век и в Европе, и в Азии. Каравай, ритуальный хлеб связан с этим древним пониманием священного, пониманием святости жизни и святости вечной женственности как воплощения жизни. Хлеб символ жизни, и приносят его Богине, олицетворяющей эту жизнь.  Когда-то я об этом уже писала.

Хлеб может быть еще и обетом или молитвой. По традиции, можно спечь его, обращаясь с просьбой о помощи к тому, что когда-то считалось самой святое святых - к силе жизни, к силе вселенной, символизированной словом Бог или Богиня или Божество.

Замечено, что когда аромат хлеба распространяется по дому, он  выметает недобрые силы и грустные мысли.

Хлеб, наконец, самая первая в мире скульптура. И самая эфемерная. Вылепишь из эластичного теста фигурки, а потом их съедят. Когда-то такие фигурки лепили как образы священных символов, как образы божества. И даже нефигурный хлеб был символом Бога.
Не случайно, Христос во время эвхаристии  символически предстает в образе хлеба, который прихожане сьедают.  Изначально, причащались не просфорой, а отламывали кусочки от хлеба, передавали его друг другу. И не просто так католики говорят о "хлебе жизни" - Боге.  И, уж конечно, далеко не совпадение, что в русских загадках, хлеб представлен в виде жертвенного божества, которое терзают, испытывают стихиями воды и огня, бьют и режут, а потом разрывают  его плоть во имя жизни других, во имя ближних. Эти мучения, а потом уничтожение - это бескровная жертва во имя жизни.

Мнут и катают,

В печи закаляют,

А потом за столом

Нарезают ножом.


Режут меня,

Вяжут меня.

Бьют нещадно,

Колесуют меня.

Пройду огонь и воду,

И конец мой – Нож и зубы.

Есть у меня сказочной красоты книга о хлебе в Сардинии. На этом, замершем во времени, отсталом острове с богатой древней историей, лучше, чем в других областях Италии, сохранился древний ритуал - обычай лепить священные формы из хлебного теста. Эти скульптуры из хлеба имеют символическое значение и делают их для празднований, в которых принимает участие семья или целое сообщество людей.
Некоторые из этих хлебных скульптур невероятно изысканы, похожи на изделия ювелира.Обычно это изображения цветов, колосьев, винограда - древних образов изобилия. Другие - загадочны,  иногда не вполне понятны, а иногда очевидны. Это изображения странных символов, людей, птиц, лошадей. Сделаны они с такой грубоватой подлинностью, с какой когда-то древние люди тесали из бревна идол божества.
Давно мне хотелось попробовать полепить по примеру сардинского хлеба. Сегодня сделала первую попытку – спекла каравай и символические фигуры из хлеба. А потом мы преломили хлеб, совершили древний ритуал.

Для теста нужно взять не сильную хлебную муку, а обычного назначения. Сделать опару из 10 гр теста и 250 гр муки и всей воды. Когда поднимется вдвое, замешать тесто, добавляя другие ингридиенты.  Тесто интенсивно вымешивать не надо. Лучше чем недовымесить, чем вымесить до полного развития клейковины. Я полностью выбраживаю тесто, леплю - тесто необыкновенно эластичное, лепить из него одно удовольствие, закрываю пленкой и зажигаю духовку. Расстойку даю неполную, всего лишь минут 20. Пеку на 175 градусах.

Тесто:
Муки - 500 гр
Воды - 200 гр
Яйцо - 1 штука крупное
Сахар - 50 гр
Мед светлый - 1 ст. ложка
Соль - 8 гр
Растительное масло мягкого вкуса - 40 гр.
Дрожжи сухие - 5 гр
или дрожжи свежие - 15 гр

Для обмазки заготовок:
1 яйцо, взбитое
1 ст. л. молока
1 ч.л. сахара


Tags: дрожжевое тесто, искусство жизни, итальянская кухня, итальянский хлеб, пасхальная выпечка, практическая мудрость, ритуальная еда, священность хлеба, хлеб других народов, хлеб на дрожжах
Subscribe

  • 14 июля 1789 года - первый штурм неба.

    Вспомним Великую Французскую революцию и ее великое дело. По-французски, текст звучит как высокая поэзия. Декларация прав человека и гражданина…

  • Эпидемии в СССР глазами вирусолога

    Говорит член-корреспондент РАН, доктор биологических наук, заведующий лабораторией бионанотехнологии, микробиологии и вирусологии факультета…

  • Женское равноправие празднуют 8 марта

    Открыла утром прессу и прочла, чт о Sarah Schlitz, госсекретарь по равенству полов в Бельгии, заявила, что если так пойдет, то равенство зарплат…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • 14 июля 1789 года - первый штурм неба.

    Вспомним Великую Французскую революцию и ее великое дело. По-французски, текст звучит как высокая поэзия. Декларация прав человека и гражданина…

  • Эпидемии в СССР глазами вирусолога

    Говорит член-корреспондент РАН, доктор биологических наук, заведующий лабораторией бионанотехнологии, микробиологии и вирусологии факультета…

  • Женское равноправие празднуют 8 марта

    Открыла утром прессу и прочла, чт о Sarah Schlitz, госсекретарь по равенству полов в Бельгии, заявила, что если так пойдет, то равенство зарплат…