?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Originally posted by vladimirdar at Дом С.И. Елагина или Прообраз ресторана Дома Грибоедова в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Дом С.И. Елагина
Всего 35 фото

Дом потомственного почетного гражданина Сергея Ивановича Елагина, расположенный на Страстном бульваре, 11, является еще одним удивительным "булгаковским местом" в Москве. Здание было возведено в 1890-х годах архитектором Александром Драницыным. В 1920-х годах здесь уже разместилось журнально-газетное объединение "Жургаз" и находилась редакция журнала "Огонек". А в теплое время года сюда переезжал ресторан "Клуба театральных работников", послуживший для Михаила Булгакова еще одним прообразом ресторана Дома Грибоедова. К моему удивлению сведений, как о самом доме, истории этого владения, так и хозяине С.И. Елагине оказалось не много, причем, во многих, в том числе и авторитетных источниках, упоминается именно "потомственная почетная гражданка С.И. Елагина") Старого фото особняка мне также не удалось найти… Но, однако, приступим!

Домовладение находится в историческом месте Москвы в пределах Садового кольца, образованного на месте бывших укреплений Земляного города. В начале XIX века застройка этого района была каменной, пострадав при пожарах 1812 года. В 1820 году был полностью сформирован фронт застройки Малой Дмитровки и прилегающих к ней переулков. По своей планировочной структуре это были небольшие городские усадьбы с выходящими на красную линию улицы главными домами.
02.
Страстной бульвар
Страстной бульвар

До появления в границах этого владения дома С.И. Елагина здесь находился «ампирный особнячок» в котором проживала Мария Апполоновна Волкова, знаменитая своими "письмами к подруге" 1812 года. А в 1897 году оно уже принадлежал некому Каменскому Алексею Григорьевичу.

Сейчас мы находимся в начале Страстного бульвара...
03.
Дом С.И. Елагина. Страстной бульвар.

Цель нашего интереса - дом С.И. Елагина на фото ниже - и, левее...
04.
Дом С.И. Елагина. Страстной бульвар. Памятник Твардовскому.
Памятник А.Т. Твардовскому на Страстном бульваре.

Землевладение занимает южную часть исторического домовладения городской усадьбы XIX века, сохранившего основные элементы застройки: главный дом (строение 1) – выявленный объект культурного наследия, флигель – строение 2, каменную ограду с воротами и сад.
05.
Дом С.И. Елагина

Главный дом – особняк 1899 года сохранил целостность архитектурно-художественного решения, несмотря на утрату зимнего сада и одноэтажных пристроек. Особняк имеет безусловную историко-художественную ценность – декоративное оформление фасадов и интерьеров выполнено в форме эклектики с использованием элементов неоклассицизма.

В 1910 году, по проекту Осипа Шишковского, к зданию были пристроены два каменных объема, один из которых занимал зимний сад. В 1911 году владение уже принадлежало инженеру Березину Михаилу Владимировичу. В 1912 году он приобрел часть парковой территории соседнего владения. Сложившиеся в 1900-х годах границы владения и объемно-пространственная структура застройки дошли до настоящего времени практически без изменений.
06.
Дом С.И. Елагина

Когда-то особняк занимал доминирующее угловое положение между бульваром и несуществующим ныне проездом, и именно этим объясняются его Г-образная конфигурация в плане и наличие двух разных, но одинаково нарядных фасадов. Южный, с двухколонным портиком, обращен к Страстному, восточный, с портиком из шести пилястр, – к нынешнему Каретному ряду.
07.
Дом С.И. Елагина

Дом построен в архитектурном стиле неогрек – это был возврат к классическим греческим образцам. В России (прежде всего в Москве) неогрек вошёл в моду в конце 1860-х годов и продержался до прихода стиля модерн в конце XIX века. Неогрек возникал и в недорогом деревянном строительстве, но в целом оставался достаточно затратным, "богатым" стилем.

Особенность неогрека частных домов (в отличие от храмов и парламентов, а также от ампира) - асимметрия планов. Дома планировались, исходя из особенностей участков и удобства хозяев, и ампирная симметрия в этом явно мешала. Например, парадный вход в частный дом нецелесообразно располагать в центре фасада - и он смещается в сторону, а стильный портик - на боковую стену, обращённую во двор (характерный пример - дом Елагина). На совершенно неклассический план накладывается "истинно-греческий" декор, уменьшенный относительно классических образцов, чтобы соответствовать новой сущности здания.
08.
Дом С.И. Елагина

Особняк каменный, одноэтажный с антресолью, на невысоком цоколе. Помещения парадной анфилады имеют разнообразную богатую отделку потолков.

Фото интерьеров ниже, не мои - в источниках я дам ссылку на автора этих фотографий...
09.
Дом С.И. Елагина

Планировка первого этажа особняка С.И. Елагина

10.
Дом С.И. Елагина - 1-й этаж
11.
Дом С.И. Елагина
12.
Дом С.И. Елагина

В ряде помещений сохранились белые изразцовые печи, майоликовая печь, камин в стиле модерн, дверные филенчатые полотна, оконная столярка разного рисунка.
13.
Дом С.И. Елагина
14.
Дом С.И. Елагина

В декоре использованы стилизованные и барочные элементы: пышные лепные фризы, карнизы и розетки.
Каждое помещение особняка имеет свое архитектурное решение.
15.
Дом С.И. Елагина
16.
Дом С.И. Елагина
17.
Дом С.И. Елагина
18.
Дом С.И. Елагина
19.
Дом С.И. Елагина
20.
Дом С.И. Елагина

Архитектурно-декоративное оформление фасадов и интерьеров основного объема хорошо сохранилось в редакции 1898 года. Утрачены металлические зонты над входными группами, ограждение края кровли, руст в цокольной части, вазоны и пальметты, паркет парадной анфилады.

По этому уцелевшему металлическому зонту во дворе здания можно представить в своем воображении богато оформленные входные группы особняка и его изящный образ в целом.
21.
Дом С.И. Елагина

В настоящее время объемно-пространственная композиция и структура здания существуют в редакции 1913 г. – XX века.

Уже в 1920-х годах здесь разместилось журнально-газетное объединение "Жургаз" и с 1920 по 1939 год находилась редакция журнала "Огонек".
22.
Дом С.И. Елагина

Здесь работал журналист Михаил Кольцов, главный редактор «Огонька», возобновивший издание журнала после революции. Об этом напоминает мемориальная доска на фасаде особняка, установленная в 1972 году.
23.
Михаил Кольцов

Есть версия, что Михаил Булгаков "срисовал" образ поэта Двубратского в романе "Мастер и Маргарита" с Михаила Кольцова (Михаэль Фридлянд). Объясняется происхождение этой фамилии персонажа романа просто, - у Михаила Кольцова был младший брат – Барух Фридлянд (Борис Ефимов - советский художник, график). Поэт Двубратский упоминается Булгаковым в романе несколько раз: на заседании Массолита в ожидании "запаздывающего Берлиоза"; в упоминании о том, что "...стихи его еще хуже, вся Москва знает, что он пишет черт знает что..."; Маргарита пробегает глазами список фамилий придворных литераторов в Доме Драмлита, "...- Хустов, Двубратский, Квант, Бескудников, Латунский..."...

Начиная с 1934 года клубный ресторан "Клуба театральных работников" в Старопименовском подвале работал в осенне-зимний сезон. А весной и летом стал переезжать в свой филиал, уютный садик на Страстном бульваре» у дома 11, где тогда помещалось журнально-газетное объединение Жургаз, занятое выпуском «Огонька», а заодно и еще трех десятков периодических изданий. Здесь, под звуки джазового оркестра Александра Цфасмана пировал и наслаждался жизнью интеллектуальный бомонд Москвы (вход в здание был только по пропускам).
24.
Дом С.И. Елагина

Принято считать, что этот ресторан и явился одним из прообразов ресторана Грибоедова в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Сам писатель, большой любитель широкой жизни, часто бывал здесь, и в образе директора ресторана Дома Грибоедова Арчибальда Арчибальдовича легко угадывается фигура директора ресторана "Клуба театральных работников" Якова Розенталя.

Напомним для себя фрагменты "последнего дня" этого "сгоревшего" ресторана в романе "Мастер и Маргарита".

"...Оплывая потом, официанты несли над головами запотевшие кружки с пивом, хрипло и с ненавистью кричали: «Виноват, гражданин!» Где-то в рупоре голос командовал: «Карский раз! Зубрик два! Фляки господарские!!» Тонкий голос уже не пел, а завывал: «Аллилуйя!». Грохот золотых тарелок в джазе иногда покрывал грохот посуды, которую судомойки по наклонной плоскости спускали в кухню. Словом, ад..."...
25.
Ресторан Грибоедов

"...И было в полночь видение в аду. Вышел на веранду черноглазый красавец с кинжальной бородой, во фраке и царственным взором окинул свои владения. Говорили, говорили мистики, что было время, когда красавец не носил фрака, а был опоясан широким кожаным поясом, из-за которого торчали рукояти пистолетов, а его волосы воронова крыла были повязаны алым шелком, и плыл в Караибском море под его командой бриг под черным гробовым флагом с адамовой головой...".
26.
Ресторан Грибоедов - Арчибальд Арчибальдович
Директора ресторана Дома Грибоедова Арчибальд Арчибальдович... (пират)...

"...Но нет, нет! Лгут обольстители-мистики, никаких Караибских морей нет на свете, и не плывут в них отчаянные флибустьеры, и не гонится за ними корвет, не стелется над волною пушечный дым. Нет ничего, и ничего и не было! Вон чахлая липа есть, есть чугунная решетка и за ней бульвар... И плавится лед в вазочке, и видны за соседним столиком налитые кровью чьи-то бычьи глаза, и страшно, страшно... О боги, боги мои, яду мне, яду!.."...
27.
Ресторан Грибоедов

Мы "...знаем, что ровно через минуту после происшествия на Смоленском и Бегемот и Коровьев уже оказались на тротуаре бульвара, как раз напротив дома Грибоедовской тетки. Коровьев остановился у решетки и заговорил: – Ба! Да ведь это писательский дом. Знаешь, Бегемот, я очень много хорошего и лестного слышал про этот дом. Обрати внимание, мой друг, на этот дом! Приятно думать о том, что под этой крышей скрывается и вызревает целая бездна талантов... – и сладкая жуть подкатывает к сердцу, когда думаешь о том, что в этом доме сейчас поспевает будующий автор «Дон Кихота», или «Фауста», или, черт меня побери, «Мертвых душ»! А? – Страшно подумать, – подтвердил Бегемот...."...

"...– Кстати, – осведомился Бегемот, просовывая свою круглую голову через дыру в решетке, – что это они делают на веранде? – Обедают, – объяснил Коровьев, – добавлю к этому, дорогой мой, что здесь очень недурной и недорогой ресторан. А я, между тем, как и всякий турист перед дальнейшим путешествием, испытываю желание закусить и выпить большую ледяную кружку пива. – И я тоже, – ответил Бегемот, и оба негодяя зашагали по асфальтовой дорожке под липами прямо к веранде не чуявшего беды ресторана...".
28.
Грибоедов

"...Арчибальд Арчибальдович, совершенно поражая Софью Павловну, обольстительно улыбаясь, повел гостей к лучшему столику в противоположном конце веранды, туда, где лежала самая густая тень, к столику, возле которого весело играло солнце в одном из прорезов трельяжной зелени..."... "...Арчибальд Арчибальдович уже шептал тихо, но очень выразительно, склоняясь к самому уху Коровьева: – Чем буду потчевать? Балычок имею особенный... у архитекторского съезда оторвал.. – Вы... э... дайте нам вообще закусочку... э... – благожелательно промычал Коровьев, раскидываясь на стуле. – Понимаю, – закрывая глаза, многозначительно ответил Арчибальд Арчибальдович...."..."...– Филейчиком из рябчика могу угостить, – музыкально мурлыкал Арчибальд Арчибальдович. Гость в треснувшем пенсне полностью одобрял предложения командира брига и благосклонно глядел на него сквозь бесполезное стеклышко..."...
29.
Ресторан Грибоедов

Как мы помним, этот "пират" тут же сообщил в НКВД о прибытии в ресторан "клетчатого" и Кота... И, вскоре...

"...Из внутреннего хода ресторана на веранду стремительно вышли трое мужчин с туго перетянутыми ремнями талиями, в крагах и с револьверами в руках. Передний крикнул звонко и страшно: – Ни с места! – и тотчас все трое открыли стрельбу на веранде, целясь в голову Коровьеву и Бегемоту. Оба обстреливаемые сейчас же растаяли в воздухе, а из примуса ударил столб огня прямо в тент. Как бы зияющая пасть с черными краями появилась в тенте и стала расползаться во все стороны. Огонь, проскочив сквозь нее, поднялся до самой крыши Грибоедовского дома. Лежащие на окне второго этажа папки с бумагами в комнате редакции вдруг вспыхнули, а за ними схватило штору, и тут огонь, гудя, как будто кто-то его раздувал, столбами пошел внутрь теткиного дома...".
30.
Ресторан Грибоедов

В отличие от грибоедовского ресторана из романа Булгакова, дом С.И. Елагина, к счастью, сохранился в целости....

Однако, этот особняк в последнее время пытаются "регенерировать", - страшное слово для милых и уютных особняков Старой Москвы. По большому счету, примером такой регенерации служит, соседний с елагинским, - дом А.В. Сухово-Кобылина по адресу Страстной бульвар, дом 9.
31.
Особняк А.В. Сухово-Кобылина

В 50-е годы XIX века здесь жил и работал философ и драматург Александр Сухово-Кобылин. Здание, построенное в 1820 году, подвергалось перестройке в 1872, 1901 и 1930 годах, а в 2006 году в ходе строительства офисного центра «Пушкинский дом» (архитекторы Н. Лызлов, О. Каверина, М. Дмитриев, А. Крохин) было полностью снесено и заменено новоделом. На фото ниже вы можете увидеть монстра, нависшего над этим призраком бывшего красивого особняка. Вот он, - результат так называемой регенерации...
32.
Дом С.И. Елагина


Пока все спокойно. Однако, застройщики еще с 2007 года неумолимо подбираются к этому лакомому для них кусочку Старой Москвы. По уже созданному предпроекту регенерации, судьба дома С.И. Елагина почти предрешена. Вот так "они" представляют свое ви́дение реализации этого проекта.
33.
Дом С.И. Елагина - проект регенерации

В предпроектных предложениях 2015 года исчезла, с счастью, предполагавшаяся предпроектом 2009 г. разборка части основного объема памятника. Предмет охраны объекта культурного наследия составлен таким образом, что оставляет фактически беззащитной северную часть Г-образного объема здания, – а именно ее, по первоначальному замыслу, предполагалось разобрать, сохранив лишь восточный фасад...  Не включен в предмет охраны и западный участок каменной ограды...

Таким образом, предполагается рядом с первым монстром по Страстному, 9, напоминающим злобного трансформера - персонажа из американских комиксов, возвести второго, - сходного по стилистике, который, даже, похож на первого, как младший брат на старшего.
34.
Дом С.И. Елагина

Искренне надеюсь, что этой катастрофы не произойдет и мы будем в дальнейшем, гуляя по Страстному бульвару, вспоминать, что этот особняк, этот ресторан часто посещал самый мистический писатель России 20-30-х годов - Михаил Булгаков.
35.
Страстной бульвар

Источники:

Архнадзор. Что такое регенерация? 18 июля 2016 года.
Акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации. Москва. 17 июня 2015 года. Фомин Владимир Васильевич, историк, искусствовед.
Википедия
Татьяна Беляева. Фото интерьеров дома С.И. Елагина
В. Мершавка. Мертвая душа: образ поэта Двубратского в романе "Мастер и Маргарита".
Благодарю за помощь Алексея Дедушкина a-dedushkin и Ирину Левину il-ducess по подготовке этого материала.


© Vladimir d’Ar, 2017

Profile

eliabe_l
eliabe_l

Latest Month

February 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow